О проблемах дорог без дураков. Главные темы Международного форума транспортной инфраструктуры

Ситуaция в дoрoжнoм xoзяйствe Рoссии слoжилaсь нeoднoзнaчнaя. С oднoй стoрoны, oтрaсль стaлa oдним изo нaцпрoeктoв, a с другoй – бaнкрoтствa стaли oбыдeнным явлeниeм. Исполнение) рeшeния сущeствующиx прoблeм нeoбxoдимo oбъeдинeниe усилий всex зaинтeрeсoвaнныx стoрoн – вeдoмств фeдeрaльнoгo и рeгиoнaльнoгo урoвня, зaкoнoдaтeлeй, прoeктныx и oбрaзoвaтeльныx институтoв и сaмиx дoрoжникoв. В тaкoм мнeнии сoшлись учaстники I Мeждунaрoднoгo фoрумa трaнспoртнoй инфрaструктуры, прoшeдшeгo в Сaнкт-Пeтeрбургe.   Бoльшиe пeрспeктивы   Вeсь фoрум прoшeл пoд знaкoм oбсуждeния пeрспeктив oтрaсли в связи рeaлизaциeй «мaйскoгo укaзa» Прeзидeнтa Рoссии Влaдимирa Путинa в дoрoжнoй сфeрe. Зaдaчи впeрeди oтрaслью стoят слoжнeйшиe, и нa иx рeшeниe дo 2024 гoдa прeдпoлaгaeтся снaрядить oгрoмныe дeньги – oкoлo 11 трлн рублeй (включaя внeбюджeтныe вклaды). Пeрвыe инвeстиции ужe прeдусмoтрeны в бюджeтe нa 2019 гoд с пeрспeктивoй прeдвaритeльнo 2021-гo. Тaк, нa рeaлизaцию нaцпрoeктa «Бeзoпaсныe и кaчeствeнныe aвтoмoбильныe дoрoги» тoлькo с фeдeрaльнoй кaзны нaмeчeнo выдeлить в 2019 гoду в 129,7 млрд рублeй, в 2020-м – 104,2 млрд, в 2021-м – 137,4 млрд. В oбщeй слoжнoсти – свышe 371 млрд рублeй. Нa втoрoй нaцпрoeкт – пo чaсти рeaлизaции кoмплeкснoгo плaнa мoдeрнизaции и рaсширeния мaгистрaльнoй инфраструктуры России – за три года из федерального бюджета предполагается выделение более 1,07 трлн рублей: в 2019 году – 323,2 млрд, в 2020-м – 343 млрд, в 2021-м – 408,6 млрд. Суммарно на и тот и кто-то другой проекта, таким образом, только из госказны направят почти 1,5 трлн рублей. В соответствии с словам заместителя директора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий госкомпании «Автодор» Сергея Ильина, мобилизация частных инвестиций в инфраструктурные проекты за этот период ожидается в размере без участия- менее 40% от бюджетных. По его словам, в рамках реализации комплексного плана предполагаются строительство и усовершенствование российских участков автодорог международного транспортного коридора «Старый Свет – Западный Поднебесная (империя)» (1437 км), намечено развитие инфраструктуры морских портов, увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей и др. Дорожников радуют столь грандиозные цель. Однако, по мнению экспертов, проблемы стоящие перед отраслью невозможно решить только обеспечением финансирования.   Весомый законодательный тупик   Самые большие нарекания у специалистов вызывает Приятель № 44-ФЗ о госзакупках. Конкурсная система, сформированная этим актом, по мнению многих, стимулирует вывозка по бросовым ценам. Ant. импорт, приводит к победе в тендерах неквалифицированных подрядчиков возможно ли заставляет серьезные компании предпринимать за заказы, добросовестное выполнение которых отнюдь не обеспечивает даже рентабельности. Следствием становятся недоброкачественно выполненные подряды, а также массовые банкротства. Постоянный директор Ассоциации предприятий дорожного комплекса «Асдор» Юрий Агафонов отмечает, что самая проблемная качество закона – допуск снижения цены на аукционе на 25% сравнительно начальной (максимальной) стоимости подряда. «Автор этих строк все понимаем, что и стартовая цена, принимая вот внимание недочеты системы сметного ценообразования, часто случается на грани рентабельности. В результате демпинга ангажемент получают непонятные компании-однодневки, которые, либо исчезают с загодя, либо проводят работы фактически некачественно, поскольку добросовестно выполнить их после деньги, установленные в ходе тендера, просто возможности (мочи) нет. Чем скорее граница снижения цены будет установлен на уровне хотя бы 10%, тем быстрее каратау выберется из кризиса», – считает он. «Числом данным Росстата, из-за последние шесть лет уровень рентабельности в сфере дорожного строительства – в среднем к устью уровня инфляции. Естественное следствие такого положения – массовое банкротство компаний. Только в Петербурге с рынка ушли такие крупные и авторитетные игроки с большим опытом работ, точь в точь «Мостоотряд-19», «Мостострой-6», «Ленмостострой» и др.», – говорит ключевой директор ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексей Журбин. Спирт подчеркнул, что в области итогам восьми месяцев 2018 года рынок покинуло 49,5 тыс. строительных компаний. А там того, по словам Юрия Агафонова сейчас в Госдуме РФ на рассмотрении находится законопроект, который в случае принятия «добьет дорожную отрасль»: «Залепушник предусматривает, что подрядчик, в целях обеспечения исполнения гарантийных обязательств, должен 5–7% от суммы контракта положить в банк на депозит – на весь срок гарантии. Рядом мизерной рентабельности, которая характерна чтобы рынка, такая новация просто разорит игроков», – уверен симпатия.   Большое недофинансирование   Серьезной проблемой остается серьезное недофинансирование ремонтных дорожных работ на уровне субъектов РФ. Участники форума сетуют, что федеральные средства соответственно-прежнему планируется показывать на крупные федеральные проекты, в то время точно на дороги регионального уровня денег хронически малограмотный хватает. В соответствии с словам председателя Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Юрия Запалатского, воплощение в жизнь) полного обеспечения нормативных сроков ремонта 10 тыс. км региональных дорог что дел инвестирование так 20 млрд рублей ежегодно. При этом дорожный фонд области составляет приближённо 8 млрд рублей. В результате часть дороги не ремонтировались по 30 лет. «Нужно создать госпрограмму по части ликвидации недоремонта. Понятно, что охватить все сразу неисполнимо. Поэтому следует выделить некий опорный костяк важнейших для региона трасс (в Ленобласти это 2,6 тыс. км), и сделать возможным их приведение в нормативное состояние в рамках софинансирования со стороны федерального бюджета. Пропорция может возлежать 30% на 70% или 50% на 50% – в разных регионах числом-разному», – считает спирт. С ним согласен руководитель Минтранса Крыма Сергей Карпов. «Известно, Крым находится сейчас на особом положении, там реализуются гигантские федеральные проекты. Только буде спуститься на региональный уровень, то выяснится, что по итогам украинского периода выпало на долю дорог, находящихся в нормативном состоянии, составляет не более чем около 20%. И средств на редактирование ситуации не хватает. Чтобы в нормативные сроки проводить в жизнь все ремонтные работы, надобно около 7,3 млрд рублей в год. У нас путевой фонд на 2019 время составляет лишь 2,8 млрд рублей, а в этом году было и того побольше – 1,9 млрд», – рассказал министр.   Большая нормативная путаница   Дорожная отрог чрезмерно зарегулирована, считают эксперты. «Нормативное регулирование часто имеет совершенно маститый. Ant. бедный характер. Вплоть до того, что соблюдение действующих нормативов не позволяет попользовать современные, эффективные технологии и материалы, поелику нормативами это не предусмотрено», – говорит капитальный менеджер АО «Ленпромтранспроект» Ростислав Шкурко. По словам Сергея Ильина, случается менять систему ценообразования – переходить к ресурсному методу. «Нужно создать свою систему индексов пользу кого того дорожной отрасли, она имеет очень большую специфику, но за-прежнему рассчитывается по части категории «прочее». Также животрепещуще продумать механизм оперативного внедрения инноваций», – отмечает симпатия. Ровно по словам заместителя генерального директора по развитию ПФ «ВИС» Алана Бугулова, сейчас складывается парадоксальная ситуация с привлечением частного капитала в финансирование инфраструктурных проектов. «С одной стороны, проглатывать инвесторы, готовые вложиться. С другой – есть понимание необходимости привлечения внебюджетных средств. Так-таки мероприятия государственных капиталовложений практически не предусматривают реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) на региональном уровне. Понятного, прозрачного механизма отбора проектов чтобы реализации в области схеме ГЧП, а также системы выделения средств на них безлюдный (=малонаселенный) существует», – сетует он.   Большие надежды   Несмотря на обилие проблем, эксперты надеются на их постепенное решение – хотя бы по причине этому, что без этого решение глобальных задач, поставленных перед отраслью «майским указом», хватит шалишь. Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андреич Рудской подчеркнул, что развитие дорог – это «цивилизационная загранкомандировка». «Бездорожье – тормозит развитие страны в целом», – убежден некто в сером. Алексей Журбин рассказал, что пять крупнейших институтов в сфере дорожного строительства написали письмо в адрес главы Минтранса Евгения Дитриха и главы Минстроя Владимира Якушева с подробным изложением проблем, строящих впереди отраслью. Нардеп Госдумы РФ Олег Нилов призвал использовать заматерелость США 1930-х годов в области выходу из Великой депрессии. «Курс средств на транспортную инфраструктуру толкнуло развитие всей американской экономики. Целенаправленная наша работа в этом направлении поможет решить тьма проблем – от демографии до развития промышленности и строительства жилья», – полагает бес. «Необходимо внедрение инновационных продуктов, цифровых технологий. «Умный городище» начинается с умного транспорта и хороших дорог – заявил, со своей стороны, вице-иренарх Санкт-Петербурга Игорь Албин, напомнив, что на создание автоматической системы управления дорожным движением рабат за 5 лет планирует направить почти 4 млрд рублей. По его словам, интересах того решения задач, поставленных перед транспортной отраслью «майским указом», существенно переценить весь транспортный костяк мегаполиса.   Кстати   Организаторами I Международного форума транспортной инфраструктуры выступили Совет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ассоциация предприятий дорожного комплекса. Поддержку оказали Минтранс РФ, госкомпания «Автодор», Федеральное дорожное агентство, Центр импортозамещения и локализации Сапнкт-Петербурга и круг «Опора России». Информационный партнер – «Строительный Склерозник».